Из исследования компании Яндекс можно узнать о том, что люди ищут в Интернете – о формулировках поисковых запросов, появлении новых слов и новых запросов. Исследование адресовано всем пользователям Интернета, по крайней мере, тем, которые хотя бы иногда что-то ищут. Все выводы основаны на данных поиска Яндекса с сентября 1997 года по сентябрь 2008 года.

В 1997 году было около 18 тысяч сайтов и около 3 миллионов страниц. Объем всех текстов Рунета составлял 7,5 Гб — то есть все существовавшие на тот момент сайты легко бы поместились сейчас на одну хорошую флешку. Количество пользователей Рунета не превышало 200 тысяч, и в день они задавали около тысячи запросов к Яндексу. Теперь в Рунете как минимум 13 миллионов сайтов, а полугодовая аудитория, по данным ФОМ, — более 32 миллионов человек.

За поиском нужного ответа средний пользователь проводит меньше пяти минут. В день — тот день, когда среднему пользовате¬лю нужно что-то найти — он обращается к поиску один или два раза и делает в среднем пять запросов.

По данным TNS на август 2008, ежемесячно поиском на Яндексе пользуются 66,7% российских пользователей Интернета, поиском на Mail.ru (по технологии Яндекса) — 27,2%, поиском на Рамблере — 28,3% (некоторые пользователи регулярно ищут с помощью нескольких поисковых систем). Поисковая система Google в исследованиях TNS не участвует.

Аудитория поиска Яндекса на 53,6% состоит из мужчин и на 46,4% — из женщин, аудитория поиска на Mail.ru — больше женская (44,2% мужчин и 55,8% женщин), а поиском Рамблера мужчины и женщины пользуются практически поровну — 48,1% мужчин и 51,9% женщин. Распределение пользователей поиска по возрастам похоже у всех трех порталов — больше всего ищут люди в возрасте от 25 до 34 лет (29-30%).

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ

Самые популярные запросы — только очень небольшая часть всех запросов к поиску. По данным на август 2008, общее количество запросов из первой сотни составляет около семи процентов от всех поисковых запросов (около 1,8 миллиона запросов к Яндексу в день). Большинство запросов достаточно редки — каждый из них задается реже ста раз в день. Именно такие, низкочастотные, запросы составляют три четверти поисковых запро¬сов (более 20 миллионов в день).

Список самых популярных поисковых запросов в целом изменяется крайне медленно. На топ-10 не влияют ни новости, ни сезонность — речь идет о десятках тысяч одинаковых запросов в день. Однако за последние полтора года самые часто задаваемые запросы к Яндексу изменились достаточно сильно. Это первое серьезное изменение первой десятки за несколько лет. Основная причина этих изменений — появление и огромная популярность социальных сетей. Первый раз за несколько лет запрос [порно] перестал быть самым популярным, уступив запросам [одноклассники] и [в контакте]. В топ-50 самых частых запросов в августе 2008 года входит двенадцать запросов, связанных с социальными сетями.
Из десяти запросов, наиболее распространенных в январе 2007, сильно опустились только два — [скачать] и [ваз], на 108 и 533 место соответственно. Остальные находятся в первой или второй десятке рейтинга.

Рейтинг запросов, которые пользователи задают к поиску с мобильных телефонов, выглядит несколько иначе — там социальная тематика пока не победила сексуальную.